Учебные материалы
IX ГЛАВА. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
| 19.08.2011, 14:15 |
§ 1. Понятие экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды
Охрана окружающей природной среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях роста сельскохозяйственного и промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации. Сущность экономико-правового механизма, обеспечивающего сохранение окружающей природной среды, заключается в применении методов социально-экономического воздействия на юридических и физических лиц, деятельность которых оказывает влияние на состояние природы, с тем, чтобы побудить их выполнять требования законодательства об охране окружающей природной среды. Система таких методов вместе с экологическим воспитанием, обучением, законодательными и подзаконными нормативными актами, организационными и контрольно-надзорными мероприятиями должна создать подходящую нравственную атмосферу для добровольного и добросовестного соблюдения экологических требований главным образом в процессе производственной деятельности. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей природной среды представляет из себя один из правовых институтов, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на нее воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путем применения налоговых и иных льгот. Роль экономико-правового механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им в данной сфере функциями. Прежде всего, он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Эта функция реализуется посредством последовательного выполнения всех экономических мер, включенных в экономико-правовой механизм. Следующая важнейшая функция экономико-правового механизма- стимулирование. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование. К основным направлениям экологической стратегии относятся: Во - первых, интеграция экологической и экономической политики, то есть эффективная интеграция экологических факторов в рыночную систему; Во - вторых, обеспечение высокой приоритетности рационального использования природных ресурсов; В - третьих, расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала отдельных регионов и республики в целом; В - четвертых, формирование финансовых ресурсов для охраны, восстановления и воспроизводства окружающей среды и природно-ресурсного потенциала; В - пятых, экономическая заинтересованность природопользователей в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Экономические инструменты в осуществлении экологической политики широко применяются во всех ведущих странах мира. Применение экономических инструментов основывается на принципах "загрязнитель - платит", "природопользователь - платит". Основная цель применения экономического механизма и инструментов заключается в том, чтобы обеспечить адекватную стоимостную оценку ресурсов окружающей среды и способствовать их эффективному и целевому использованию. К элементам экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды относятся: - планирование природопользования и охраны окружающей среды; - финансирование охраны окружающей среды; - платежи за природопользования; - экологическое страхование; - меры экономического стимулирования. Основные требования экономических мер природопользования и охраны окружающей среды предусмотрены в законе Республики Узбекистан "Об охране природы". В 8 разделе Закона закреплены экономические меры обеспечения охраны природы. В статье 33 этого Закона сказано, что экономический механизм обеспечения охраны природы предусматривает: - взимание платы за специальное пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей природной среды (включая размещение отходов) и другие виды вредного воздействия на нее; - налоговые, кредитные и иные льготы, предоставляемые предприятиям, учреждениям и организациям, а также отдельным лицам при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении деятельности, дающей природоохранный эффект восстановления природы; - введение специального налогообложения предприятий, учреждений, организаций за применение экологически опасных технологий и осуществление другой экологически опасной деятельности; - получение лицензий (разрешений) на право выброса, сброса загрязняющих окружающую природную среду веществ или на осуществление иной экологически вредной деятельности; - возложение обязанностей на предприятия, учреждения, организации и граждан по восстановлению нарушенного ими благоприятного состояния природной среды; - взыскание в установленном порядке денежных компенсаций за ущерб, причиненный в результате порчи или уничтожения природных объектов; - полное или частичное лишение должностных лиц или иных работников премий и иных вознаграждений, выдаваемых по результатам основной производственной деятельности, в случаях невыполнения планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативно-технических и других требований законодательства в области охраны природы; - поощрительные цены и надбавки за экологически чистую продукцию; - применение к пользователям природы экономических санкций за расточительное, сверхнормативное использование природных ресурсов и экономического стимулирования за их экономию и рациональное использование; - материальное поощрение коллективов и отдельных работников государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, добившихся наиболее высоких результатов в сфере охраны природы и в производстве экологически чистой продукции. Законодательством Республики Узбекистан, решениями местных органов государственной власти и управления могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования деятельности по охране природы.
§ 2. Плата за пользование природными ресурсами
Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижения ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному пользованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности. Плата за природопользование осуществляется, во-первых, за пользование природными ресурсами и, во-вторых за негативное воздействие на окружающую природную среду. Отношения о плате за отдельные природные ресурсы регулируется преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Согласно с ст. 28 Земельного кодекса Республики Узбекистан, использование земель является платным. Юридические и физические лица, имеющие во владении, пользовании и в собственности земельные участки, производят плату за землю. Плата за землю взимается в форме ежегодного земельного налога, размеры которого определяются в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка. При передаче земельных участков в аренду плата за землю взимается в форме арендной платы, размер которой устанавливается по соглашению сторон, но не менее одной и не более трех ставок земельного налога. В случае использования земель для сельскохозяйственных нужд - в размере одной ставки земельного налога. Общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом Республики Узбекистан, а детальное регулирование платы на землю регулируется специальными инструкциями: Инструкцией о порядке исчисления и уплаты земельного налога, утвержденной Постановлением от 21.01.2002 г. Министерством Финансов и Государственным налоговым комитетом; Инструкцией о порядке исчисления и уплаты единого земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, утвержденной Постановлением от 31.01.2002 г. МФ N 29 и ГНК N 2002-27. Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, во владении или пользовании земельные участки. Объектом налогообложения для юридических лиц являются земельные участки: а) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством; б) предоставленные во владение для ведения сельского или лесного хозяйства; в) предоставленные в пользование для строительства предприятий, зданий и сооружений или для иных несельскохозяйственных целей; г) право владения и пользования которыми перешло вместе с переходом права собственности на предприятия, здания или сооружения; Объектом налогообложения для физических лиц являются земельные участки: а) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для ведения личного подсобного хозяйства (дехканского хозяйства) как при жилом доме, так и на общественных землях; б) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства; в) предоставленные для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества; г) предоставленные, в соответствии с законодательством, в порядке служебного земельного надела; д) права на владение которыми перешли вместе с жилым домом, садовым домиком по наследству, в результате дарения или приобретения; е) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством; ж) предоставленные в постоянное пользование или в аренду для ведения предпринимательской деятельности. Сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога и налога на добавленную стоимость на импорт товаров (работ, услуг), уплачивают единый земельный налог по производству и переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители по производству и переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства уплачивают единый земельный налог по данному виду деятельности и не имеют права выбора иной системы налогообложения. Плательщиками единого земельного налога являются сельскохозяйственные кооперативы (ширкаты), фермерские хозяйства, агрофирмы, а также другие производители сельскохозяйственной продукции, за исключением лесных, рыболовных, охотничьих хозяйств, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и научных учреждений, подсобных сельских хозяйств, не являющихся самостоятельными юридическими лицами и дехканскими хозяйствами, независимо от того, занимаются ли эти юридические лица наряду с производством сельскохозяйственной продукции иной хозяйственной деятельностью. Если сельскохозяйственные товаропроизводители - плательщики единого земельного налога наряду с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции собственного производства занимаются другими видами деятельности, они обязаны вести раздельный учет и по другим видам деятельности уплачивать налоги, предусмотренные действующим законодательством для данной категории плательщиков. При этом, если сельскохозяйственные товаропроизводители относятся к категории микрофирм и малых предприятий, то по другим видам деятельности (кроме торговли и общественного питания, по которым уплачиваются налоги и сборы, установленные для предприятий торговли и общественного питания) они уплачивают единый налог, предусмотренный для данного вида деятельности, либо налоги в общеустановленном порядке. При передаче сельскохозяйственными товаропроизводителями земель в аренду (в том числе во внутрихозяйственный подряд), за арендодателем сохраняется обязательство по уплате единого земельного налога по землям, переданным в аренду. Республика Узбекистан располагает огромными запасами минерально-сырьевой базы для дальнейшего развития горной промышленности. В ее недрах открыто более 850 месторождений по 94 видам минерального сырья. На базе разведанных запасов топливно-энергетического, горнорудного и химического сырья, строительных материалов, подземных вод работают более 370 нефтегазовых промыслов, шахт, рудников, карьеров. Платежи при пользовании недрами регулируются ст. 21 Закона "О недрах" от 13.12.2002 г. и Инструкцией, утвержденной Министерством Финансов и Государственным налоговым комитетом N 6 и N 2002-10 от 14.01.2002 г. "О порядке исчисления и уплаты налога за пользование недрами". Налог за пользование недрами уплачивают юридические и физические лица, осуществляющие на территории Республики Узбекистан добычу полезных ископаемых, использование техногенных образований, а также сбор образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов. При добыче руды, содержащей цветные, редкие, благородные, черные металлы и другое минеральное сырье, одним предприятием, передающим ее для дальнейшей переработки другим предприятиям (за исключением экспорта), налогоплательщиком является предприятие, перерабатывающее добытую руду и выпускающее готовую продукцию, на которую установлена ставка налога. Например, Алмалыкским медедобывающим предприятием добытая медесодержащая руда передается обогатительной фабрике, которая передает обогащенную руду медеплавильному заводу Алмалыкского горно-металлургического комбината. Комбинат выпускает готовую продукцию - медь рафинированную, на которую и установлена ставка налога. В данном случае налогоплательщиком за добычу меди рафинированной является комбинат, а не добывающее руду предприятие. В случае отгрузки руды на переработку за пределы Республики Узбекистан или ее экспорта плательщиком налога является предприятие, которое добыло руду. Объектами налогообложения за пользование недрами являются: а) объем добычи полезных ископаемых (включая попутные полезные ископаемые и ценные компоненты) по стоимости фактической реализации продукции, полученной от их переработки, за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога; б) объем техногенных образований (отходы добычи и переработки минерального сырья) по стоимости фактической реализации извлеченного основного полезного ископаемого в соответствии с законодательством за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога. К техногенным образованиям относятся отходы добычи и переработки минерального сырья, в том числе временно не используемые по технологическим или иным причинам; в) учетная стоимость собранных образцов каменесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, определяется Законом "О воде и водопользовании" от 06.05.1993 г. и Инструкцией, утвержденной Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом N 7 и N 2002-8 от 14.01.2002 г. "О порядке исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами". Исходя из Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами", плательщиками налога являются: Использующие воду в своей деятельности юридические лица, дехканские хозяйства (как с образованием, так и без образования юридического лица), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Налог за пользование водными ресурсами уплачивается юридическими лицами по месту водопользования независимо от места регистрации в органах государственной налоговой службы. Юридические лица, поставляющие воду для водоснабжения населенных пунктов, являются плательщиками налога только за воду, используемую в своей деятельности. Объектом налогообложения является объем использованных водных ресурсов из поверхностных и подземных источников. К поверхностным источникам относятся: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, различные виды каналов и прудов. К подземным источникам относятся: артезианские колодцы и скважины, вертикальная и горизонтальная дренажная сеть. По данным института ботаники Академии наук Республики Узбекистан, флора Узбекистана в настоящее время насчитывает более 4100 видов растений. Из них более 3000 видов представляют высшие дикорастущие растения, из которых - 9% эндемы. Это указывает на богатство видового состава растительного мира Узбекистана. Однако безответственное отношение к сохранению богатства и нерациональное использование растительного мира привело к его оскудению. Так, в 1991 году в Красную книгу Республики Узбекистан было внесено 163 вида растений, а в 1999 году - уже 301 вид. Некоторые виды растений попали в Красную книгу из-за интенсивных заготовок сырья дикорастущих растений или массового сбора декоративных растений. В целях сохранения растительных и животных ресурсов был принят ряд законодательных актов, регулирующих использование и платежи за их использование. Платежи за пользование растительным и животным миром определяются Законом "Об охраняемых природных территориях" от 03.12.2004 г. Законом "Об охране и использовании растительного мира" от 26.12.1997 г., Законом "Об охране и использовании животного мира" от 26.12.1997 г., Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.10.2004 г. N508 "Об усилении контроля за рациональным использованием биологических ресурсов ввозом и вывозом их за пределы Республики Узбекистан", Положением "О порядке использования объектов растительного мира, ввоза и вывоза их за пределы Республики Узбекистан" от 18.10.2004 г. и Положением "О порядке пользования, ввоза и вывоза объектов животного мира за пределы Республики Узбекистан и ведения охотничье-рыболовного хозяйства" от 18.10.2004 г. Согласно положению платежи осуществляются по нижеследующим видам пользования: а) виды растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан (стоимость одного экземпляра или одной луковицы - в зависимости от статуса растения); б) дикорастущие виды лекарственных и пищевых растений и растительное техническое сырье, предназначенное для заготовки (стоимость 1 кг). Узбекистан располагает значительными площадями охотничье-рыболовных угодий - до 38 млн.га. Фауна республики насчитывает 97 видов млекопитающих, 424 вида птиц, 58 видов рептилий и 83 вида рыб. Из них внесены в Красную книгу Республики Узбекистан 24 видов млекопитающих, 48 видов птиц, 16 видов рептилий, 18 видов рыб, 78 видов беспозвоночных. Площадь угодий, закрепленных охотопользователями для ведения охотничье-рыболовного хозяйства, на сегодняшний день составляет 3776,4 тыс. га. В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране и использовании животного мира" охотопользователями должны проводиться воспроизводственные мероприятия, направленные на воспроизводство и сохранение диких животных и среды их обитания. В 2004 году на эти мероприятия было затрачено всего 6514,7 тыс. сум, что в среднем на 1 га угодий составляет 1,7 сум. Этого крайне недостаточно.
§ 3. Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматриваются в экологическом праве как один из основных экономических стимулов рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Предприятия - природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, должны быть заинтересованы сами принимать меры по уменьшению загрязнения окружающей природной среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, не заинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут усовершенствовать технологию производства, построить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения природной среды может достигаться предприятиями за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины. В целях дальнейшего обеспечения перехода к экономическим методам управления природоохранной деятельностью, а также поэтапного введения экономического механизма в природопользование, с 1 мая 2003 года Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан" от 01.05.2003 г. N 199 введены компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан. Общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую природную среду определяются Законом "Об охране природы” (ст.34). Размеры компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы. Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды, а также сверхлимитное (сверхнормативное) и иное нерациональное специальное природопользование взимаются из дохода (прибыли) юридического лица. Суммы компенсационных выплат за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов поступают в фонды охраны природы. По мнению М.М.Бринчука, к основным видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые необходимо взимать плату, следует отнести: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумовыми, тепловыми, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Детальное регулирование платы за негативное воздействие на окружающую природную среду определяются Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.05.2003 г. N199 "О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан", Положением "О порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан" от 01.05.2003 г. Согласно Положению, плательщиками компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан являются юридические лица, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организации хозяйственной деятельности, которые осуществляют выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещают отходы на территории Республики Узбекистан. Объектом компенсационных выплат является масса нормативных и сверхнормативных (сверхлимитных), а также аварийных и залповых выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, включающие: - массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников; - массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности; - массу токсичных и нетоксичных отходов, размещаемых на территории Республики Узбекистан. Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан взимаются органами Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы и распределяются следующим образом: - 50 процентов - в фонды охраны природы для использования; - 50 процентов - в республиканский бюджет. Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов перечисляется плательщиком в соответствующие учреждения банка на счета фондов охраны природы, местных органов Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы. Юридические лица уплачивают компенсационные выплаты по месту образования выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов. В случае, когда подразделения и филиалы юридических лиц, расположенные на разных территориях, не являются юридическими лицами и не имеют банковских счетов, компенсационную выплату за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов вносят их юридические лица. Компенсационные выплаты направляются в фонды охраны природы тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятий. Внесение компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов не освобождает плательщиков от обязанности возмещения ущерба, причиненного этими выбросами, сбросами и размещением отходов.
§ 4. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды
Развивать экономику и обеспечивать охрану окружающей природной среды можно посредством экономического стимулирования природоохранной деятельности. Экономическое стимулирование является одним из способов решения проблем охраны окружающей среды путем поощрения предпринимательской деятельности, в процессе которой решаются вопросы охраны природы. Система мер экономического стимулирования предполагает усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении требований законодательства об охране окружающей природной среды и тем самым снижении возложенного на них в первую очередь налогового бремени. Экономическое стимулирование, с одной стороны, обеспечивается путем регулирования налогообложения, установления льгот, проведения специальной политики в области акцизов, кредитования и т.д., с другой стороны, предполагает специальное налогообложение экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий. Стимулирование рационального природопользования, охраны окружающей природной среды осуществляется путем: - предоставления льгот при налогообложении предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях реализации ими мер по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы; - предоставления на льготных условиях краткосрочных и долгосрочных кредитов (ссуд) для реализации мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны природы; - установления повышенных норм амортизации основных производственных фондов; - уменьшение платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов в случаях их устойчивого снижения; - передачи части средств фондов охраны природы на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным лицам для реализации мер по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности и включает: - предоставление льгот по земельному налогу на вновь осваиваемые земли и земли существующего орошения, находящиеся в процессе мелиоративного улучшения, в порядке, установленном законодательством; - предоставление налоговых, кредитных и иных льгот юридическим и физическим лицам при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществляющих деятельность по охране и восстановлению земель; - стимулирование улучшения качества земель, освоения научно обоснованных севооборотов, повышения плодородия земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения, производства экологически чистой продукции; - выделение, при необходимости, средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землевладельцев, землепользователей и арендаторов, проведение агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий; - частичную компенсацию из средств государственного бюджета, снижения дохода в результате временной консервации земельных участков, нарушенных не по вине землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты земельного налога, утвержденной Постановлением от 21.01.2002 г. МФ N 19 и ГНК N2002-20, от уплаты земельного налога освобождаются физические лица: - чабаны, табунщики, механизаторы, ветеринарные врачи и техники, другие специалисты и рабочие отгонного животноводства; - лица, удостоенные звания "Узбекистон Кахрамони", Героя Советского Союза, Героя Труда, награжденные орденами Славы трех степеней, инвалиды и участники войны 1941-1945 годов. Данная льгота предоставляется на основании удостоверения о присвоении звания "Узбекистон Кахрамони"; книжек Героя Советского Союза и Героя Труда, орденской книжки или справки отдела по делам обороны, удостоверения участника войны, удостоверения о праве на льготы; - военнослужащие и призванные на учебные и поверочные сборы военнообязанные, проходившие службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия. Данная льгота предоставляется на основании удостоверения о праве на льготы; - семьи военнослужащих, призванных на действительную срочную военную службу - на срок службы. Для граждан, призванных на срочную военную службу, дата их призыва принимается по данным отделов районных и городских хокимиятов по делам обороны. Датой окончания военной службы признается день принятия на учет отделом по делам обороны гражданина, вернувшегося со службы. На военнослужащих, проходящих альтернативную службу, льготы, установленные настоящим подпунктом, не распространяются; - инвалиды I и II групп. Данная льгота предоставляется на основании пенсионного свидетельства или справки районного (городского) отдела социального обеспечения; - одинокие пенсионеры. Под одинокими пенсионерами для целей налогообложения принимаются пенсионеры, проживающие одни или совместно с несовершеннолетними детьми либо с ребенком-инвалидом в отдельном доме, квартире или общежитии. Данная льгота предоставляется на основании пенсионного свидетельства или справки районного (городского) отдела социального обеспечения; - многодетные семьи, потерявшие кормильца. В целях налогообложения многодетными семьями, потерявшими кормильца, считаются семьи, в которых умерли один из родителей или оба родителя и в семье имеются 5 и более детей, не достигших 16-летнего возраста. Данная льгота предоставляется на основании справки районного (городского) отдела социального обеспечения; - бывшие малолетние узники концентрационных лагерей, лица, принимавшие участие и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данная льгота предоставляется на основании удостоверения о правах на льготы или справки районного (городского) отдела социального обеспечения; - граждане-переселенцы по земельным участкам в местах их поселения сроком на пять лет с момента предоставления им земельных участков; - лица, которым ранее была назначена персональная пенсия. Указанные льготы распространяются только на физических лиц, которым земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (дехканского хозяйства), в пределах норм, предусмотренных законодательством. Площади земельных участков, за которые земельный налог не уплачивается, принимаются по документам, подтверждающим право на земельный участок. Право на льготу распространяется на всю семью, в которой проживают и ведут совместное хозяйство лица, освобожденные от уплаты земельного налога. Согласно ст. 14 Закона "О фермерском хозяйстве", фермерское хозяйство освобождается от уплаты единого земельного налога в части осваиваемых за свой счет земель на период их освоения, предусмотренный соответствующим проектом, и в течение пяти лет с момента освоения. Согласно инструкции утвержденной Министерством Финансов и Государственным налоговым комитетом N 6 и N 2002-10 от 14.01.2002 г. "О порядке исчисления и уплаты налога за пользование недрами" от уплаты налога за пользование недрами освобождаются: - юридические и физические лица, ведущие геологическое изучение недр; - юридические и физические лица, ведущие научную работу на геологических, минералогических и других охраняемых природных территориях; - землевладельцы и землепользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых в пределах предоставленных им земельных участков для своих хозяйственных и бытовых нужд. В соответствии с настоящим подпунктом от уплаты налога за пользование недрами освобождается объем общераспространенных полезных ископаемых, добытых на своей территории и используемых юридическими и физическими лицами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Согласно инструкции, утвержденной Министерством Финансов и Государственным налоговым комитетом N 7 и N 2002-8 от 14.01.2002 г. "О порядке исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами", от уплаты налога за пользование водными ресурсами освобождаются юридические лица: а) некоммерческие, кроме использующих водные ресурсы для предпринимательской деятельности исходя из объема воды, использованного в этой деятельности. В целях налогообложения под некоммерческими организациями понимаются: - предприятия, учреждения и организации, финансируемые исключительно за счет средств государственного бюджета, получающие дотации из бюджета на покрытие расходов, в пределах утвержденных смет; - благотворительные объединения, ассоциации и фонды, международные организации, религиозные объединения и другие организации: 1) созданные для общественно-благотворительных или иных целей, не преследующих получения доходов от предпринимательской деятельности, оговоренных в учредительных документах; 2) распределяющие и инвестирующие финансовые и иные средства не в личных интересах работников, учредителей или членов данной организации (кроме вознаграждений за труд в установленном законодательством порядке); б) учреждения здравоохранения, использующие минеральные подземные воды в лечебных целях, за исключением случаев, когда они используют минеральную воду для реализации в торговой сети; в) занимающиеся фармацевтической деятельностью и использующие воду для изготовления лекарственных средств; г) за подземные воды, извлекаемые в целях предотвращения вредного воздействия их на окружающую среду (за исключением объемов воды, используемых для производственных и технических нужд). Например, дренажные воды, извлекаемые в целях понижения уровня грунтовых вод; д) потребители, получившие воду от юридических лиц, внесших за нее налог в бюджет; е) за подземные воды, извлеченные попутно с добычей полезных ископаемых и для шахтного водоотлива, за исключением объемов вод, используемых для производственных и технических нужд; ж) гидроэлектростанции за использование воды для действия агрегатов; з) вторично использующие воду, за первичное пользование которой плата была произведена (например, использование воды из коллекторно-дренажной сети для орошения); и) производящие сельскохозяйственную продукцию по основному виду деятельности за использование воды для промывки засоленных земель. Данная льгота распространяется также на юридические лица, имеющие подсобные сельские хозяйства; к) находящиеся в собственности предприятий общества инвалидов, Фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в которых работают не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью;
|
Категория: Учебные материалы для 2 го курса ЕВРО | Добавил: ПАПА
|
Просмотров: 6282 | Загрузок: 0
| Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|