Среда, 30.07.2025, 19:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Экологическое право

Главная Регистрация Вход

Учебные материалы

Главная » Файлы » Учебные материалы для 2 го курса ЕВРО

X глава. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
19.08.2011, 14:30
§ 1. Понятие, сущность, цели, основания и виды
юридической ответственности за экологические правонарушения

Важное место в системе мер по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов занимает юридическая ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения следует понимать предусмотренную нормами права обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения.
Уголовный кодекс РУз предусматривает даже возможность неприменения меры наказания в виде лишения свободы виновным лицам в случае невозмещения ими причиненного материального ущерба при совершении экологического преступления).
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. В то же время, необходимо иметь в виду, что хотя юридическая ответственность имеет важное значение в проведении государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, соблюдении экологических требований, она все же выполняет вспомогательную роль, обеспечивая неукоснительное соблюдение физическими и юридическими лицами требований экологического законодательства лишь в случаях, когда данные субъекты добровольно выполнять указанные требования отказываются.
Привлечение физических и юридических лиц к установленной законом ответственности в случае нарушения ими правовых требований преследует следующие цели:
q стимулировать соблюдение норм экологического законодательства;
q компенсировать вред, причиненный окружающей природной среде, а также обществу;
q предупредить остальных субъектов о недопустимости нарушения природоохранного законодательства;
q наказать лиц, не соблюдающих требования экологического законодательства.
Основанием привлечения к юридической ответственности является совершение экологического правонарушения.
Экологическим правонарушением признается противоправное деяние (действие или бездействие), причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей природной среде либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
Примерный перечень нарушений требований экологического законодательства, признаваемый отечественным правом в качестве экологического правонарушения, дан в ст.47 Закона "Об охране природы", к ним относятся:
нарушение стандартов, норм, правил и иных нормативно-технических требований, предъявляемых к охране природы, в том числе в нарушениях установленной экологической емкости территории, экологических норм, правил при планировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации или ликвидации предприятий, сооружений, транспортных средств и иных объектов, экспорте, импорте экологически опасной продукции;
самовольное использование природных ресурсов, невыполнение требований государственной экологической экспертизы;
отказ от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, а также компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее;
невыполнение планов строительства природоохранных объектов, других мероприятий по охране природы;
непринятие мер по восстановлению окружающей природной среды, ликвидации последствий вредного на нее воздействия и воспроизводству природных ресурсов;
невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за охраной природы;
нарушение правового режима охраняемых природных территорий и объектов;
нарушение правил учета вредного воздействия на окружающую природную среду;
нарушение природоохранных требований при хранении;
нарушение правил транспортировки, использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления, средств химизации, а также радиоактивных и вредных химических веществ;

Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям:
- по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделяются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;
- по характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным потерям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.).
В зависимости от степени общественной опасности экологические правонарушения также подразделяются на дисциплинарные, гражданские (материальные), административные и уголовные. Исходя из вида правонарушения применяется различная ответственность к субъекту правонарушения: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. В то же время, к одному экологическому правонарушению может применяться несколько видов ответственности (например, лицо может быть уволено и привлечено к уголовной ответственности). Вид и размер ответственности за совершение экологического правонарушения определяется в каждом конкретном случае уполномоченными органами.
В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Только наличие всех указанных элементов свидетельствует об экологическом правонарушении, а отсутствие хотя бы одного из них препятствует этому.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды, ее рационального использования, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания. Эти отношения по своему содержанию объединяют значительные более узкие пласты общественных отношений, возникающих при использовании природы, как-то: собственность, безопасность общества, сохранность природы и др.
Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение собранного урожая, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д.
Субъектами экологического правонарушения могут быть как юридические, так и физические лица, совершившие экологическое правонарушение как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами. Для признания лица субъектом экологического правонарушения не имеет значения его принадлежность другому государству. В то же время следует иметь в виду, что в отношении отдельных составов экологических правонарушений к ответственности могут привлекаться лишь специальные субъекты (например, должностные лица или лица, имеющие лицензию на занятие каким-либо видом деятельности). Также состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, гражданской - юридические и физические лица.
Необходимо отметить, что субъектом экологического правонарушения могут быть только дееспособные лица, то есть те, за кем закон признает способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Дееспособность определяется по-разному для различных видов субъектов, а также в зависимости от вида правонарушения. Так, дееспособность юридического лица возникает с момента его создания, т.е. государственной регистрации, дееспособность физического лица по общему правилу возникает с 18 лет, хотя в ряде случаев дееспособность может наступать и с 13 лет.
По общему правилу, ответственность за совершение административных и уголовных правонарушений наступает с 16 лет, гражданско-правовая - с 18 лет, дисциплинарная - с 16 лет, а материальная - с 18. Однако из указанных правил существуют многочисленные исключения, в связи с чем определение дееспособности субъектов экологических правонарушений должно производиться в каждом конкретном случае.
С объективной стороны экологическое правонарушение выражается в совокупности следующих элементов:
а) противоправное деяние (действие или бездействие);
б) последствия в виде причиненного вреда или наступления реальной угрозы причинения вреда природной среде, либо нарушение иных прав и интересов субъектов экологического права;
в) причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.
Указанные элементы являются обязательными, существенными, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует и об отсутствии объективной стороны. Объективная сторона также включает в себя еще и факультативные элементы, как-то: время и место совершения правонарушения, способ и обстановка. Значение факультативных элементов состоит в том, что они позволяют индивидуализировать общественную опасность совершенного правонарушения, применить справедливую меру ответственности. В то же время, если данные элементы названы законодателем в конкретном правонарушении в качестве существенных, отсутствие их не позволяет привлекать правонарушителя к ответственности (например, отсутствие экологического загрязнения не позволяет привлечь к ответственности должностное лицо, уклоняющееся от проведения дезактивирующих мероприятий, по ст. 195 УК РУ, так как отсутствует необходимая обстановка) логического загрязнения не позволяет позволяет привлекат правонарушителя к ответственности. ю опасность совершенного правон.
Субъективная сторона экологического правонарушения представляет собой психическое отношение нарушителя экологических норм и правил к их нарушению. Как правило, с субъективной стороны экологическое правонарушение бывает умышленным или неосторожным. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их наступление (например, предприятие сбрасывает токсичные отходы своего производства вне установленного для этого места). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но безосновательно рассчитывает, что такие последствия не наступят. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Невиновное нарушение экологических требований характеризуется виной, как правило, не влечет привлечение лица к ответственности, за исключением гражданско-правовой (например, ответственность владельца источника повышенной опасности).
Субъективная сторона экологического правонарушения юридических лиц выражается в вине его работников и должностных лиц.
Как и объективная сторона, субъективная также имеет факультативные признаки: цель и мотив. Значение данных признаков такое же, как и факультативных признаков объективной стороны.


§ 2. Дисциплинарная ответственность
за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность за совершение экологического правонарушения предусмотрена ст. 47 Закона "Об охране природы", которая в общем виде закрепляет правило, что за совершение экологического правонарушения виновное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.
Более детально и обособленно регламентируются порядок и условия привлечения лица к дисциплинарной ответственности действующим Трудовым кодексом Республики Узбекистан, а также дисциплинарными Уставами соответствующих государственных органов (например, Дисциплинарный Устав таможенных органов).
Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды. Необходимо особо отметить, что привлечение лица к дисциплинарной ответственности допускается лишь при условии, что он состоит в трудовых отношениях с лицом, привлекающим его к ответственности, а также если обязанность по соблюдению природоохранного законодательства, рациональное использование окружающей среды и пр. была возложена на это лицо в соответствии с трудовым договором и входила в круг его служебных обязанностей.
В соответствии со ст.181 Трудового кодекса РУ предусматривается возможность наложения следующих видов дисциплинарных взысканий: 1) выговор; 2) штраф в размере не более тридцати процентов среднего месячного заработка; 3) прекращение трудового договора. Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены случаи наложения на работника штрафа в размере не более пятидесяти процентов среднего месячного заработка. Удержание штрафа из заработной платы работника производится работодателем с соблюдением требований статьи 164 Трудового кодекса. Применение мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных Трудовым кодексом, запрещается.
Дисциплинарные взыскания применяются лицами (органами), которым предоставлено право приема на работу: работодателем или собственником предприятия (совет предприятия - для руководителя предприятия).

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.
Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку.
Срок действия дисциплинарного взыскания не может превышать одного года со дня его применения. Если в течение этого срока работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Работодатель, применивший дисциплинарное взыскание, вправе снять его до истечения года по собственной инициативе, по просьбе работника, по ходатайству трудового коллектива или непосредственного руководителя работника.
Согласно части 4 ст.180 Трудового кодекса РУз, во время срока, когда действует дисциплинарное взыскание, по отношению к этому сотруднику не применяются меры поощрения.
Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований - административной, уголовной, гражданской.


§ 3. Материальная ответственность
за экологические правонарушения

При изучении данного вида ответственности важно отличать его от имущественной ответственности, предусматриваемой гражданским законодательством. В науке экологического права имущественная ответственность в сфере охраны окружающей среды рассматривается иногда как материальная, что полностью не адекватно к действующему законодательству.
Материальная ответственность есть разновидность ответственности, возникающей в сфере трудовых отношений. Согласно статье 185 ТК, лицо может быть привлечено к такой ответственности лишь при условии, что причиненный им ущерб произошел при исполнении им своих трудовых обязанностей.
Данный вид ответственности заключается в обязанности стороны трудового договора (работодателя или работника), причинившей в связи с исполнением обязанностей в сфере труда вред другой стороне, возместить его по правилам, установленным Трудовым кодексом РУз и другими нормативными актами о труде. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

В соответствии с действующим трудовым законодательством лицо привлекается к материальной ответственности при наличии следующих условий:
а) наличие вреда. Причем в случае привлечения к ответственности работодателя перед работником, данный вред должен быть прямым и действительным, под которым "понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя (в том числе имущества, арендованного работодателем у третьих лиц), а также необходимость для работодателя произвести излишние выплаты";
б) противоправность поведения работника, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей (например, вследствие виновного нарушения работником установленного технологического процесса произошел сброс сточных вод, приведший к отравлению рыбы в водоеме);
в) причинная связь между действием (бездействием) и причиненным ущербом;
г) вина в причинении ущерба своим действием или бездействием. При этом следует иметь в виду, что, согласно ст. 199 Трудового кодекса РУз, материальная ответственность работника исключается, если вред возник в результате непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны.
Трудовое законодательство предусматривает два основных вида материальной ответственности работников: ограниченную и полную. При ограниченной материальной ответственности работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст.201 Трудового кодексаРУз).
Случаи материальной ответственности, при которых ущерб подлежит возмещению в полном объеме, предусмотрены ст. 202 Трудового кодекса РУз, в частности, при совершении экологического правонарушения могут быть следующие случаи:
1) умышленное причинение вреда;
2) причинение вреда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
3) причинение вреда в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
4) предусмотренные законами, а также постановлениями Правительства Республики Узбекистан.
Работники моложе восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение вреда, за вред, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо в результате совершения преступления.


§ 4. Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.
Регламентируя порядок и условия возмещения экологического вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда ГК РУ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 986). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. При этом суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.
Возмещение экологического вреда регулируется в основном гражданским, гражданско-процессуальным, хозяйственно-процессуальным законодательством Республики Узбекистан. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя в нем и дается отсылка к гражданскому законодательству.
Экологическая сторона вреда при совершении экологического правонарушения проявляется в ухудшении природной среды, отрицательных изменениях в количестве и качестве природных объектов; в загрязнении окружающей природной среды; истощении природных ресурсов; порче, повреждении, уничтожении природных объектов; разрушении естественных связей в природной среде, нарушении равновесия в экосистемах; нарушении прав человека на чистую, здоровую природную среду. С экологической стороны вред от правонарушения посягает на здоровье человека, а также здоровье будущих поколений.

В конечном счете экологический вред направлен против интересов общества в чистой и благоприятной для жизни окружающей среде, то есть против здоровья человека и генетического благополучия будущих поколений людей. Причинение вреда здоровью человека экологическим правонарушением осуществляется опосредованно - через ухудшение или разрушение окружающей природной среды как среды обитания людей.
Таким образом, экологический вред можно определить как ухудшение состояния окружающей природной среды в результате совершения экологического правонарушения, влекущее нарушение прав и охраняемых законом интересов всего общества, а также пользователей природных ресурсов.
Экологический вред, в отличие от вреда иного характера, отличается тем, что:
а) может иметь свойство невосстановимости, под которой понимается принципиальная невозможность восстановления природного объекта в первоначальном состоянии либо долговременный период восстановления, значительно превосходящий (например, уничтожение какого-либо вида животных, радиационное загрязнение почвы и т.д.);
б) последствия могут возникать через отдаленные промежутки времени после совершения экологического правонарушения (например, загрязнение подземных вод, как результат несоблюдения правил захоронения отходов);
в) последствия экологического правонарушения могут возникнуть на территориях, отдаленных от территории совершения правонарушения (например, нерациональное использование водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных угодий и осушение Аральского моря).
Согласно ст.49 Закона "Об охране природы" предприятия, учреждения, организации и отдельные лица, причинившие вред окружающей природной среде, обязаны его возместить, включая упущенную выгоду, в соответствии с законодательством. Также в соответствии с ч.1 ст. 985 ГК установлено, что причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.
Привлечение виновных в нарушении экологических требований к административной или уголовной ответственности не освобождает их от обязанности возмещения причиненного вреда окружающей природной среде.
Кроме того, ст.1003 ГК определяет, что вред может быть возмещен как в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или путем возмещения причиненных убытков.
Особенностью возмещения экологического вреда следует признать унифицированность случаев причинения вреда и, как следствие, унификацию размеров возмещения вреда путем применения таксового метода. Таксовый метод заключается в том, что размер нанесенного ущерба и подлежащего взысканию с правонарушителя возмещения определяется исходя из заранее определенного, фиксированного (такса) размера возмещения. Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр. Например, на основе таксового метода определяется размер возмещения при причинении экологического вреда растительному миру.
По фактическим затратам возмещается вред, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.
При смешанном порядке применяются все способы определения размера вреда. В частности, при возмещении вреда, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности, возмещению подлежат затраты, включающие стоимость товарной древесины; расходы на воспроизводство леса; затраты по расчистке территории от пожара; стоимость погибшего имущества; расходы по тушению пожара.
При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных ресурсов.
Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общей юрисдикции или хозяйственного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке.
Общим основанием для взыскания с лица, нарушившего экологические требования, причиненного вреда является: противоправный характер действий (бездействий) причинителя вреда, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда ст. 985 ГК). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда - в частности, если вред причинен источником повышенной опасности.


§ 5. Административная ответственность
за экологические правонарушения

Административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, наиболее часто применяемых при экологических правонарушениях. Основной для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение.
Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена Кодексом об административной ответственности Республики Узбекистан (КоАО). Меры административной ответственности применяются в том случае, если нет оснований для привлечения к уголовной ответственности.
При экологических правонарушениях применяются следующие меры административного вникания:
- штраф. Основные условия его применения определены в 25 статье Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан. В результате применения штрафа с лица, обвиняемого в административном правонарушении, взимаются денежные суммы в пользу государства. Штраф за экологические правонарушения определяется в статьях 60, 65-96, 125, 139, 162, 171, 198, 212, 214 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.
- конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения. Согласно ч.2 ст.90 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан при грубых нарушениях правил охоты орудия охоты, а также согласно ст.94 этого же Кодекса за охоту на редкие или исчезающие виды животных или за другие правонарушения, оговоренные в этой статье, предусматривается конфискация орудий, при помощи которых совершено правонарушение, в качестве вещественных доказательств. Если в результате административных правонарушений присваиваются природные объекты (самовольный захват земель, рубка леса, охота на животных), они возвращаются государству и это не признается конфискацией. Только орудие, при помощи которого совершено правонарушение и которое является имуществом правонарушителя, может быть конфисковано.
- лишение специального права. Согласно ст.28 и ч.2 ст.90 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан при грубых нарушениях правил охоты, предусматривается лишение прав охоты сроком от 15 дней до 3-лет.
- административный арест от 3 до 15 суток. Административный арест не применяется по отношению к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей до 3-лет, лицам, воспитывающим единолично детей до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II группы (ст.29 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан). Возможность назначения административного ареста за экологическое правонарушение предусматривается ст.60 КоАО.
При рассмотрении дел об административной ответственности, принимая во внимание смягчающие обстоятельства и материальное положение правонарушителя, суд может освободить его от административной ответственности (20-статья КоАО) или применить более легкое наказание, чем это предусмотрено специальными статьями Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.
За нарушение правила землепользования административная ответственность предусматривается статьями 60, 65-69 Кодекса об административной ответственности.
КоАО предусматривает следующие составы административных правонарушений: самовольное использование земель, передача права на земельный участок другому лицу; самовольный захват земельных участков, бесхозное использование или приведение их в негодное состояние; загрязнение земель; нарушение порядка распределения земель; несвоевременный возврат земель, находящихся во временном пользовании или приведение их в негодное состояние; самовольное нарушение земельных проектов; нарушение правил ведения земельного кадастра;
В статьях 60, 70, 71 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан определены меры взыскания за нарушение требований по охране недр и их рационального использования. К ним в частности, относятся: самовольное пользование недрами; нарушение имущественных прав на недра и передача прав пользовании другим лицам; самовольная застройка на площадях, где расположены полезные ископаемые; нарушение порядка и требований использования недр; несоблюдение правил охраны недр; нарушение правил ведения геологических работ и др.
В статьях 60, 72-76 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан определены меры взыскания за нарушение правил охраны и использования воды и водных ресурсов.
Кодекс предусматривает ответственность за следующие правонарушения: самовольное пользование водами; нарушение имущественного права государства на воду; передача права пользования водами другому лицу; загрязнение воды и водных ресурсов; сдача предприятий и других объектов без водоочистительных сооружений и устройств; нарушения правил пользования сооружениями и устройствами по использованию подводных вод; несоблюдение лимитов норм пользования водой; самовольное производство гидротехнических работ; нарушение правил ведения первичного учета о пользовании водой и определения качества сточных вод; нарушение порядка ведение водного кадастра и др.
В статьях 60, 77-81, 84 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан определены меры взыскания за нарушение правил лесопользования. По этому вопросу Кодекс предусматривает меры взыскания за следующие правонарушения: самовольное пользование лесами; нарушение имущественного права государства на лесной фонд; передача права пользования лесом другому лицу; нарушение порядка пользования фондом вырубаемых лесов; уничтожение или нанесение вреда деревьям и другим лесным культурам; несоблюдение правил восстановление леса; сбор растений, занесенных в Красную Книгу; нарушение требований пожарной безопасности в лесах и др.
В 60, 90, 93 и 94 статьях Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан определены меры взыскания за нарушение законов об охране животного мира. По этому вопросу Кодекс предусматривает меры взыскания за следующие правонарушения: нарушение правил охоты или рыбалки, а также других видов пользования животным миром; нарушение правил охраны среды обитания животных; уничтожение или нанесение вреда животным, занесенным в Красную книгу; незаконный ввоз в Узбекистан животных или растений, которые могут нанести вред видам животных или растений, занесенных в Красную книгу или др.
В 85, 88 статьях Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан предусмотрены меры ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха. К ним относятся: выброс в атмосферу загрязняющих веществ и биологических организмов сверх установленных норм, оказание на атмосферный воздух вредного физического воздействия выше допустимой нормы; выброс в атмосферу без разрешения загрязняющих веществ и биологических организмов или оказание вредного физического воздействия на атмосферный воздух без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется; невыполнение мер профилактики по предотвращению сплошного выброса вредных веществ; нарушение правил пользования сооружениями по очистке вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также неиспользование их; подготовка, ремонт и использование транспорта и других транспортных средств с нарушением нормативов содержания загрязняющих веществ в их выбросах и др.

В 212, 214 статьях Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан предусмотрена ответственность за нарушение правил экологической стандартизации и экологической сертификации.
Судья районного (городского) суда рассматривает, согласно 245 статьи данного Кодекса о правонарушениях, предусмотренных в статьях 60, 66, 67, частью второй статьи 90, а также в случаях наличие спора по отдельным делам, рассмотрение которых входит в компетенцию других органов. Административные дела об экологических правонарушениях вправе рассматривать должностные лица органов, имеющих специальные полномочия, т.е. инспекторы. Их полномочия по этому делу определены в 257 статье (органы государственного санитарного надзора), в 260 статье (агентство по контролю за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору), в 261 статье (органы государственного Комитета по охране природы); в 266 статье (органы по земельным ресурсам), в 266 статье (органы республиканской водной инспекции "Узсувназорат" при Министерстве сельского и водного хозяйства).


§ 6. Уголовная ответственность
за нарушение экологических требований

Согласно Ст.2 Уголовного кодекса РУ (УК), одной из задач Кодекса является охрана окружающей среды от преступных посягательств. В статьях 193-204, 229-1 УК уголовная ответственность за экологические правонарушения находит свое конкретное воплощение.
В указанных статьях УК предусмотрена ответственность за несоблюдение требований экологического законодательства по охране всех природных ресурсов. Привлечение к уголовной ответственности за совершение экологических правонарушений предопределяется тяжестью последствий, наступивших или тех, которые могли наступить в результате экологического правонарушения. В их число входят: смерть человека, массовое заболевание людей, уничтожение животных, крупный или большой размер ущерба и другие тяжелые последствия. Другие тяжелые последствия, указанные в данных статьях, определяются правоохранительными органами в каждом конкретном случае. За экологические преступления УК предусматривает возможность применения следующих мер наказания: штраф в размере до 200 минимальных зарплат, исправительно-трудовые работы до 3-х лет, лишение на 3 года определенных прав, арест сроком до 6 месяцев, лишение свободы сроком до 5 лет.
Статья 193 УК носит общий характер, предусматривает ответственность за причинение вреда окружающей среде, здоровью человека в процессе осуществления деятельности специальными субъектами.
Цель данной статьи состоит в охране уголовно-правовыми средствами окружающей среды путем соблюдения технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, энергетических, научных, транспортных, коммунальных, агропромышленных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды и человека. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде.
Материальные составы преступлений, содержащихся в данной статье, различаются по характеру действий (бездействия), предметному содержанию и последствиям, но имеют одни и те же признаки субъективной стороны и субъекта преступления.
Правила охраны окружающей среды должны быть установлены нормативно-правовыми актами и иметь юридическую силу правовых норм. Правила охраны окружающей среды по своему содержанию отличается от общих и специальных правил безопасности, ответственность за нарушение которых предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса.
Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, а также экологические требования при их эксплуатации и выполнении иной деятельности сформулированы в разделе 10 Закона Республики Узбекистан. "Об охране природы" от 9. 12. 1992 года.
Объектом данного преступления являются общественные отношения по обеспечению экологической безопасности в сфере хозяйственной и иной деятельности путем рационального природопользования и охраны окружающей среды. Факультативными объектами данной статьи являются здоровье и жизнь людей, которым причинен вред, вызванный неблагоприятными изменениями окружающей среды и связанный с нарушением норм и требований экологической безопасности.
Последствия проявляются в существенном загрязнении окружающей среды, повлекшим смерть человека, массовое заболевание людей, изменения в окружающей природной среде, отрицательно влияющие на ее состояние, или иные тяжкие последствия.
Под иными тяжкими последствиями понимается ухудшение качества окружающей среды либо ухудшение состояния объектов окружающей среды, создающие угрозу экоцида, возможные эпидемии, неустранимые в обозримый период или устранимые с большими финансовыми и материальными затратами аварии; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие применению законных видов природопользования, задач ее сохранения.
Субъектами нарушения норм и требований экологической безопасности являются - лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, в силу должностного положения или поручения, обязанные и ответственные за соблюдение правил охраны окружающей среды и норм экологической безопасности при производстве различных видов работ.
К ним относятся должностные лица, выступающие по отношению к природным объектам как природопользователи либо осуществляющие эксплуатацию природных ресурсов, либо выполняющие функции контроля за использованием и охраной природы. Речь идет только о должностных лицах, занимающихся отводом земельных участков, отвечающих за установку, эксплуатацию очистных сооружений, выполняющих обязанности по транспортировке и уничтожению отходов и т.п.

Объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению экологической безопасности в соответствующих отраслях хозяйственного комплекса, окружающая среда, флора, фауна и другие факультативные объекты, которые одновременно являются обязательными, для привлечения к уголовной ответственности последствиями, это - здоровье и жизнь людей.
Сокрытие сведений об авариях с экологическими последствиями и иных загрязнениях окружающей среды, или представление их в искаженном виде создает опасность причинения существенного вреда и ущерба окружающей среде, здоровью и жизни людей, а также животному и растительному миру.
Непредставление таких сведений или представление в искаженном виде по неосторожности образует дисциплинарный проступок должностного лица. Если содеянное осуществляется умышленно (с прямым или косвенным умыслом), то в наличии состав преступления, предусмотренный данной статьей.
Часть 2 рассматриваемой статьи, предусматривает ответственность, если в результате совершенных действий, предусмотренных в диспозиции части 1 ст. 194 УК - наступает смерть человека.
Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 195 УК, состоит в том, что в результате непринятия мер к ликвидации последствий загрязнения окружающей природной среды загрязняется атмосфера, водные ресурсы, флора, отравляется фауна, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормативы допустимых вредных веществ, что, в свою очередь, угрожает здоровью и жизни людей.
Целью установления уголовной ответственности за не принятие мер по ликвидации загрязнения окружающей природной среды законодатель ставит задачу постоянного надлежащего контроля за состоянием экологической обстановки в стране. Факты, допущенных загрязнений окружающей природной среды не только должны своевременно фиксироваться, но и лица, обязанные устранять вредоносные последствия таковых загрязнений, должны своевременно и эффективно исполнять возложенные на них законами функции.
Часть вторая данной статьи устанавливает повышенную ответственность в связи с таким последствием как наступление смерти по неосторожности одного или более лиц.
Цель ст.196 УК - охрана земли путем предотвращения ее порчи, т.е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения экологического законодательства, обеспечение уголовно-правовыми средствами сохранения качества вод, обеспечение уголовно-правовыми средствами соблюдения нормативов, выбросов вредных веществ со стационарных и передвижных источников в атмосферу, предотвращение загрязнения и иных изменений природных свойств атмосферы, а также предотвращение вреда животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству, жизни и здоровью людей. Повышение требования к охране окружающей среды и уголовно-правовая защита их вызваны значением окружающей среды как всеобщего условия жизнедеятельности человека, в том числе животный мир, леса, почвы, недра, а также невозможностью либо сложностью ликвидации последствий общественно опасных посягательств, высокой стоимостью восстановительных работ.
Загрязнение или порча земли, воды, атмосферного воздуха путем сбросов, стоков или привнесение иным способом в окружающую природную среду вредных веществ ухудшает ее качество или негативно влияют на состояние природных объектов.
Здесь важно определить, чтобы преступное деяние должно привести к изменению природных свойств окружающей среды, а изменения природных свойств окружающей среды своими новыми характеристиками (свойствами), например, повышенным содержанием механических примесей, растворенными вредными веществами либо уменьшением физического объема одного из природных объектов и др., вызывают изменения в состоянии иных охраняемых объектов (массовое заболевание людей, гибель животных, птиц или рыбы либо иные тяжкие последствия, в том числе, смерть человека и т. п.).
Часть 2 данной статьи предполагает наступление такого общественно-опасного последствия как смерть человека.
Целью статьи 197 УК является обеспечение соблюдения правил использования земельных ресурсов, недр, а также охрана от нерационального, неэффективного, нецелевого использования данных природных объектов.

Установлением уголовной ответственности за повреждение, уничтожение посевов, лесов или других насаждений, законодатель стремится к предотвращению от повреждения и уничтожения растительности на территории республики.
Целью статьи 198 УК является предотвращение повреждения и уничтожения лесной и вне лесной растительности, посевов или других насаждений путем незаконной порубки, несоблюдения правил пожарной, санитарной безопасности, потравы и т.д.
Законодательство Республики Узбекистан (экологическое, лесное) регламентирует правила охраны и пользования лесами, а также правила обращения с вредными веществами и отходами, устанавливает порядок и лимиты выбросов вредных веществ.
Для привлечения виновного лица к уголовной ответственности по этой статье необходимо установить последствия в виде причинения крупного ущерба или иного тяжкого последствия.
Последствия характеризуются причинением крупного ущерба или иного тяжкого последствия (уничтожение или повреждение лесов и иных насаждений в результате вызванного пожара).
Крупный ущерб определен в разделе 8 Уголовного Кодекса.
Однако при оценке размеров причиненного ущерба необходимо исходить и из конкретных обстоятельств, учитывая площадь пожара, количество древесины (спелой, приспевающей, подроста), уничтоженной огнем, категорию леса в уничтоженных или поврежденных огнем лесных массивах, породы деревьев и их хозяйственную, специальную, научную и другую ценность.
Кроме того, как крупный ущерб расценивается, например, уничтожение или существенное повреждение лесного массива горной арчи, имеющей водорегулирующее и природозащитное значение и очень плохо поддающейся искусственному разведению, или уничтожению либо существенное повреждение субтропических и других ценных видов диких растений, произрастающих в заповеднике и представляющих собой селекционно-генетический фонд для изучения и развития плодоводства в республике, и т.п.
Размер ущерба, причиненного повреждением или уничтожением леса, определяется с учетом отрицательных последствий различных видов. В размер ущерба включается стоимость потерь, исчисляемых по действующим таксам на древесину, затраты на выращивание новых лесных культур или молодняка естественного происхождения взамен погибших, на работы по очистке территории. В сумму ущерба следует включать также и все расходы, затраченные на тушение пожара.
Под тяжкими последствиями в данном преступлении понимаются:
уничтожение посевов, которые невозможно восстановить;
повреждение леса и других насаждений настолько, что они не могут выполнять свою главную экологическую функцию;
нарушение экологического равновесия;
непригодность зеленых насаждений к дальнейшему использованию и т.п.;
потеря ценной породы леса.
Часть 2 ст. 198 УК, в качестве объективной стороны предусматривает противоправные действия лица, выражающееся в незаконной порубке леса и других насаждений, причинивший крупный ущерб.
Незаконная порубка деревьев, кустарников или других насаждений представляет собой рубку их на корню без нужным образом оформленного лесорубочного билета (ордера) или при наличии такого билета (ордера), но не на том участке, не в том количестве или не тех пород, какие указаны в нем.
Ответственность за незаконную порубку деревьев или кустарников наступает при любом способе отделения ствола дерева от корня (срубание, спиливание, корчевание его вместе с корнями, выкапывание сырорастущих деревьев и кустарников без цели их пересаживания на новое место), то есть, при любых действиях, приводящих к уничтожению сырорастущего дерева или кустарника независимо от того, сумел ли воспользоваться виновный незаконно срубленной древесиной или она осталась на месте незаконной порубки.
Лица, виновные в повреждении, уничтожении, незаконной порубке, потраве посевов, леса и других насаждений, несут материальную ответственность независимо от привлечения к уголовной, а незаконно добытая продукция подлежит изъятию. Размер ущерба, подлежащий возмещению при материальной ответственности, определяется в зависимости от ценности породного состава насаждений и лесных культур.

Правила и требования, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений регламентируются многочисленными специальными нормативно-правовыми актами таможенного законодательства (о порядке ввоза растений, семян, предупреждения ввоза с иными предметами возбудителей болезней и вредителей растений) и законодательства, регламентирующего порядок, условия, средства и процедуры применения ядохимикатов, специальной техники и средств защиты растений, средств для борьбы, локализации и ликвидации болезней и вредителей растений, которые определяются Министерством сельского и водного хозяйства, Государственным Комитетом по охране природы, Министерством здравоохранения и иными ведомствами.
Уголовная ответственность наступает в случаях, когда нарушение требований борьбы с болезнями или вредителями растений влечет тяжкие последствия.
Нарушение указанных правил и требований в виде действия, прямо запрещенного, осуществляется, например, при ввозе на территорию Республики Узбекистан зараженных партий семенного зерна, картофеля, других растений; посеве зараженных семян (например, высев семян зерновых культур, зараженных карантинными болезнями); применении некачественных химикатов и других средств. Для борьбы с вредителями растений; сокрытии информации о появлении вредителей растений и т. п.
Тяжкими последствиями данного преступления являются: распространение эпизоотии, причинение вреда здоровью людей, заболевания домашних животных и их гибель, заболевания и гибель диких животных, вызванные в результате отравления ядохимикатами, примененными с нарушением правил, установленных для химических средств защиты растений или уничтожения злостных сорняков и вредителей растительного мира, уничтожение или повреждение участков леса, выведение из оборота сельскохозяйственных земель, используемых для растениеводства, садоводства, а также имущественный ущерб, связанный с гибелью урожая, многолетних культурных насаждений, с затратами на ликвидацию последствий заражения растений болезнями или распространения вредителей растений и т. д.
Целью статьи 200 УК является обеспечение соблюдения различных по предмету и содержанию групп правил и требований, регламентирующих ветеринарное дело и зоотехнических правил безопасности, т.е. обеспечение санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности населения и территории Республики Узбекистан
Сфера применения данной нормы - деятельность по охране жизни и здоровья населения, сельскохозяйственного производства, в первую очередь, животноводства, производства продуктов питания, а также охрана окружающей среды от различных инфекционных болезней, как заносимых из иностранных государств, так и распространяющихся из источников, сформировавшихся внутри страны.
Данное преступление ведет к наступлению таких тяжких последствий, как снижение продуктивности скота или птицы, создает реальную опасность заражения людей тяжелыми формами заболеваний как бруцеллез, сальмонеллез, сибирская язва, чума и другие.
Нарушение ветеринарных и зоотехнических правил имеет место в случаях, когда субъект совершает запрещенные законом процедуры и операции, связанные с содержанием, перевозкой, использованием и т. п. домашних животных либо с закупкой и ввозом на территорию Республики Узбекистан больных животных или животных из неблагополучных по заразным болезням территорий и т. д., а также с производством и использованием неблагополучных в ветеринарном и зоотехническом отношении кормов, явившихся причиной возникновения и распространения болезней животных, а так же не проводит профилактических прививок, несоблюдает карантинных сроков, не сообщении о заболеваниях животных органам ветеринарного надзора, не проводит мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных и др.
Последствиями данного преступления являются распространение эпидемических заболеваний животных или птиц, эпизоотии, а также иные тяжкие последствия.
Тяжкими последствиями могут быть массовая гибель домашних животных, не подпадающая под признаки эпизоотии, распространение заболевания среди диких животных определенного региона и их гибель, передача заболеваний, общих для животных и людей, хотя бы одному человеку, крупные материальные затраты на ликвидацию очага заболевания, упущенная выгода из-за введения дополнительных карантинных ограничений и сокращения ввоза (вывоза) животных, продуктов животноводства, кормов и др.
При конструировании ст.201 УК, законодатель исходит из соображения повышенной общественной опасности фактов нарушения экологических требований при обращении т.е. хранении, перевозе и использовании экологически потенциально опасных химических и биологических средств, веществ и препаратов. То есть эта норма сконструирована по признакам поставления под угрозу конкретной опасности наступления общественно-опасных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью человека или окружающей среде.

Часть 2 ст.201 УК характеризуется таким тяжким последствием как смерть человека и поэтому влечет повышенную уголовную ответственность.
Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 202 УК, заключается в том, что нарушение правил охоты, рыболовства или добычи других видов животного мира, в том числе редких животных, а также их использование способно привести к хищническому уничтожению животных, птиц, рыб, истреблению ценных видов животных и нарушить экологическое равновесие в природе, поэтому целью статьи 202 УК является охрана уголовно-правовыми средствами животного и растительного мира и дополнительное обеспечение условий сохранения (выживания) популяций водных биоресурсов (животных и растений), предотвращение гибели редких и исчезающих видов животных и растений как одного из наиболее ценных и усиленно охраняемых объектов окружающей среды, способствующего сохранению биологического разнообразия жизни на Земле.
При рассмотрении исков в уголовных делах о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, суды обязаны исходить из того, что закон предусматривает полное возмещение ущерба. Уменьшение размера возмещения допускается лишь в исключительных случаях при условии, что преступление не носило корыстного характера, в зависимости от установленного судом имущественного положения правонарушителя, с обязательным приведением мотивов принятого решения.
По уголовным делам о нарушении порядка пользования животным и растительным миром орудия преступления, принадлежащие подсудимому, в том числе автомашины, мотоциклы и лодки, с помощью которых совершаются или облегчаются преступные действия, подлежат конфискации на основании статьи 211 Уголовного процессуального кодекса Республики Узбекистан.
Часть 2 ст. 202 УК устанавливает следующие квалифицирующие признаки за совершение преступления:
а) сопряженные с уничтожением зверей, птиц, рыбы, других видов животного мира или растений, занесенных в Красную книгу;
б) причинившие крупный ущерб;
в) совершенные по предварительному сговору группой лиц.
Ответственность по пункту "а" части 2 статьи 202 Уголовного кодекса наступает как в случаях уничтожения зверей, птиц, рыбы, других видов животного мира или растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, так и в Международную Красную книгу. При этом размер причиненного ущерба значения не имеет.
Часть 3 данной статьи устанавливает следующие особо квалифицирующие признаки за те же деяния, совершенные:
а) опасным рецидивистом;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) с использованием наземных, водных или воздушных механизированных средств;
г) с применением взрывных устройств, ядохимикатов либо другим общеистребляющим или общеуничтожающим способом;
д) организованной группой;
е) с причинением особо крупного ущерба.
Вся добытая в результате нарушения порядка пользования животным или растительным миром продукция (мясо, рога, рыба, шкурки, яйца, плоды) подлежат изъятию и реализации. Вырученные от реализации продукции суммы засчитываться в возмещение ущерба не могут. Причиненный ущерб взыскивается в пользу природоохранительных органов, которые в установленном порядке перечисляют часть полученных сумм в государственный бюджет.
Часть четвертая ст.202 УК устанавливает, что в случае возмещения причиненного материального ущерба в трех кратном размере не применяется наказание в виде лишения свободы.
Задача статьи 203 УК - подкрепление уголовно-правовыми средствами правопорядка в сфере охраны и использования вод и водоемов при создании и эксплуатации водозаборных сооружений, использование водных ресурсов предприятиями и гражданами, сохранения качества вод, уголовно-правовая защита площадей залегания подземных вод от загрязнений и незаконного использования, а также предотвращение тяжких последствий. Повышенные требования к порядку пользования водами и уголовно-правовая защита их вызваны значением воды как всеобщего условия жизнедеятельности человека, ухудшение которого способно распространить эффект загрязнения на другие элементы окружающей среды, в том числе животный мир, леса, почвы, недра, а также невозможностью либо сложностью ликвидации последствий общественно опасных посягательств, высокой стоимостью восстановительных работ.
Объектом преступления следует признавать отношения в области обеспечения надлежащей охраны водных объектов, нормальной экологической среды, обеспечения нормальной деятельности по рациональному использованию водных ресурсов и иных источников питьевой воды, а также создание условий для рационального, эффективного и регулируемого использования вод и водоемов как естественной и неотъемлемой части окружающей природной среды.
Предметом преступления являются поверхностные или подземные воды и водоемы, а также источники питьевого водоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст.4 Закона Республики Узбекистан "Об охраняемых природных территориях" к таким природным территориям относятся участки земли и (или) водного пространства (акватории), имеющие приоритетное экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение, полностью или частично, постоянно или временно изъятые из хозяйственной эксплуатации
В целях сохранения, воспроизводства и восстановления природных объектов и комплексов на охраняемых природных территориях устанавливается режим охраны и использования.
Цель статьи 204 УК - обеспечение защиты охраняемых территорий и объектов, предотвращение причинения им, а равно населяющему их животному миру и произрастающим на их территории лесам и вне лесной растительности вреда, сохранение биологического разнообразия.
Предметом преступления являются охраняемые природные территории, т. е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятие решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.
Условием наступления уголовной ответственности за содеянное является наступление последствий в виде крупного ущерба, под которым подразумевается изменение структурного содержания земли, засоление почвы, загрязнение воды, порча растительности, заболевание животных и т.п.








Категория: Учебные материалы для 2 го курса ЕВРО | Добавил: ПАПА
Просмотров: 24334 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
5 Clizittenny  
0
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

4 Clizittenny  
0
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

3 vaskmaddl  
0
http://instr.besdocs.ru - Большая база инструкций
http://instr.besdocs.ru - http://instr.besdocs.ru/images/instr.png
швейная машина necchi 559 инструкция
рабочая инструкция шиномонтажника
huawei s3328
руководство на русском от piranhamax 170
телевизор сатурн инструкция
pioneer vsx d511 инструкция
паспорт 385 3801010 30
устройство тнвд 4д68
panasonic kx a118c
инструкция по разборке mp520
necchi 559 инструкция на русском скачать бесплатно
инструкция по сборки скорпиона nxt роботы
xeforapid инструкция
kumtel kf5400 инструкция
сигма пс 15 мануал скачать бесплатно

2 Clizittenny  
0
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

1 Clizittenny  
0
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Облако тегов
Обсудить В--
NEW's
Block title